Ниндзюцу
Ниндзю́цу (яп. 忍術 Ниндзюцу, «искусство скрытности») — японское боевое искусство.
Ниндзюцу представляет собой искусство боевой специализации эзотерических учений горных районов Японии - Кога и Ига. Ниндзюцу - это комплексное боевое искусство которое включает в себя и объединяет разные способы выявления опасности, тактику ближнего боя и технику шпионажа.
Возникшие одновременно с сословием самураев, школы ниндзюцу не имели общих корней с самураями ни по методике ведения войны, ни по своей философии. В отличии от самураев для которых честь и идеалы Бусидо превыше всего, ниндзя исповедовали противоположную философию. Чтоб выполнить поставленную задачу ниндзя использовал любые средства, для него не было запретных действий ведь помимо выполнения задания нужно выжить любой ценой.
Учение ниндзюцу
Учение ниндзюцу говорит, что полной безопасности достичь нельзя. Любое действие нарушает гармонию в мире, вызывая сопротивление, чем сильнее тем больше нарушает баланс. Нужно понимать в чем заключается нарушение гармонии и уметь избегать нежелательных последствий этого или свести их к минимуму.
Принципы духовной чистоты ниндзя описанные в энциклопедии ниндзюцу (бансенсукай), не признают: ненависти, стремления к власти, удовольствия так как они затуманивают разум и нарушают гармонию ниндзя с окружающим миром. Чувство любви к своей семье и обществу, ответственность за правильное направление судьбы принуждает ниндзя к борьбе.
Рассказывая о ниндзя нельзя не упомянуть о женщинах ниндзя – легендарных куноити, они проходили почти такую же подготовку, как и мужчины-ниндзя. Основной акцент обучения женщин-ниндзя тактико-психологический тренинг, цель которого манипулирование врагом.
Куноити ( (яп. くノ一 куноити); чтение отдельных черт иероглифа (яп. 女 онна, «женщина») как символов ку, но (кана) и (яп. 一 ити, «один»)) — термин, обозначающий женщин-ниндзя.
Куноити были обучены иначе, чем мужчины-ниндзя. Их подготовка в большей степени была ориентирована на скрытность, знание ядов, а также использование их женского обаяния. Хотя они были обучены и ближнему бою, но применяли эти навыки, только когда появлялась угроза их разоблачения и поимки. Они, как правило, выдавали себя за гейш, проституток, артисток, главное было подобраться как можно ближе к врагу. Не всегда те, кого они соблазнили, становились их жертвами, они точно так же могли быть замаскированы под домашних рабов и таким образом получать нужную информацию. Кроме того, воспитанницы Мотидзуки Тиёмэ, служившей клану Такэда, являлись монашками — мико.
Обучение
Обучение в нелегком искусстве ниндзюцу состоит из трех этапов, вместе они образуют систему противостояния любым опасностям:
Слияние с миром; покорение пяти стихий земли, воды, огня, воздуха и пустоты.
Все это осуществлялось посредством тренинга, который включал: скрытое передвижение, использование окружающей обстановки, ориентирование на местности, скрытое передвижение и тд. Слившись со стихиями воин становился неуязвимым для противника.
Второй этап — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
Тайдзюцу - рукопашный бой с противником;
Будзюцу - работа с оружием;
Третий этап:
Нинпо-миккё – использование изменённых состояний сознания для мобилизации внутренних ресурсов организма.
Более чем в любом боевом стиле в ниндзюцу сбалансированы свойства всех боевых искусств: сила, скорость, верный выбор времени и применение минимального усилия для достижения максимального эффекта.
Происхождение
Ниндзюцу, как и многие другие восточные боевые искусства, имеет китайские корни. На данный момент не существует адекватного и полного перевода термина «ниндзюцу» на другие языки, равно как и не существует слова для точного описания адептов этого искусства – таинственных и знаменитых ниндзя.
Как вариант «ниндзюцу» переводится следующим образом: «искусство скрытности» и такой термин широко используется в доктрине будзюцу, однако он затрагивает только одну из характерных особенностей искусства ниндзюцу – утаивание или создание и поддержание ауры таинственности. В общем случае функции ниндзя описываются так: проникновение на вражескую территорию, совершение различных актов саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения операции. На самом же деле скрытое проникновение во вражеские замки и укрепления положило начало развитию отдельной специализации будзюцу, известной как тори-но-дзюцу, в то время как переход через линию вражеских войск в период открытых боевых действий или военной тревоги стали называть тикаири-но-дзюцу.
Ни́ндзя (яп. 忍者 «скрывающийся; тот, кто прячется» от 忍ぶ «синобу» — «скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить» + «моно» — суффикс людей и профессий; другое название 忍び «синоби» (кратко от 忍びの者 синоби-но моно) — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.
А именно...
Действия, совершаемые ниндзя после успешного проникновения, варьировались в зависимости от обстановки – военной или стратегической и все эти действия можно разделить на три большие группы:
1. сбор информации посредством шпионажа и все, что с этим связано;
2. убийства, диверсии, ослабление вражеской обороны;
3. действия на поле боя, включая боевые операции почти в любой форме, варьировавшиеся от открытого столкновения до засады (как на беззащитную жертву, так и на правителя, следующего в сопровождении многочисленной охраны).
Т.е. по сути ниндзя были наёмниками, предлагающими себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов или террористов – по желанию заказчика, которыми, как правило, выступали как крупные, так и мелкие даймё в период феодальной раздробленности и междоусобиц: когда, к примеру, необходимо было выполнить какое-либо откровенно скользкое дельце, то обладающий необходимым запасом денежных средств самурай или даймё всегда мог переложить эту ношу на плечи наёмников-ниндзя. Большие организации или гильдии ниндзя предлагали свои услуги тем, кто был готов за них заплатить.
История
Впервые шпионить ниндзя стали при Сётоку-тайси (574-622), принце-регенте, выступившим в качестве нанимателя. Сильные гильдии ниндзя правили ночным Киото, где они прочно укоренились, а школы ниндзя множились с такой скоростью, что в течение периода Камакура насчитывалось как минимум 25 довольно крупных центров по подготовке бойцов. Как правило, такие центры располагались глубоко в провинциях Ига и Кага.
Не раз популяцию воинов ночи хотели уменьшить различные военные лидеры, жаждавшие полновластного контроля над страной, осуществлять который должна была жёсткая рука центрального правительства. Показательным примером в этом случае будет уничтожение 4 и даже более тысяч ниндзя воинами Ода Нобунаги. Войско Нобунаги, кстати, насчитывало около 46 тысяч человек.
Когда власть оказалась в руках клана Токугава, распространившего жёсткий порядок во всём, то буквально каждый из существовавших в то время классов время от времени нанимал маленькие группки ниндзя для устранения соперников в другом классе или даже в пределах одной социальной группы.
Разумеется, шпионили ниндзя и в пользу официального правительства, так ниндзя провинции Кага выступали шпионами на службе сёгуна и использовались в сети, раскинутой над императорским двором и некоторыми могущественными провинциальными правителями. Маленькие отряды ниндзя сражались с группами воинов в локальных конфликтах: для подавления попыток бунта или же, банально, в битве за территорию.
Семейства ниндзя это тесно сплоченные и замкнутые коллективы, которые вливались в более крупные группы в полном соответствии с древней клановой структурой.
У ниндзя были свои лидеры (дионин), которые составляли планы, а также заключали союзы и контракты. Были и младшие начальники (гэнин), и простые агенты, которые исполняли любые приказания вышестоящих.
Эти группы составляли крупные гильдии, обладающие своими территориями и кругом специфических обязанностей – и то, и другое охранялось весьма ревностно, и посторонний человек не имел практически ни единой возможности присоединиться к такой группе, что называется, «с улицы» и стать ниндзя: для этого нужно было родиться в семье профессионалов.
Ремесло ниндзя передавалось от отца к сыну, но и то с предосторожностями – все искусства и тайные приёмы, а также оружие каждой семьи тщательно охранялись и раскрыть секрет постороннему означало умереть от руки своих же. В случае же, если ниндзя таки попадался охотникам, то смерть также была единственным выходом: ниндзя-неудачник либо уходил из жизни самостоятельно, либо от руки другого ниндзя, оставлявшего для последующего возможного допроса исключительно хладный труп.
Оружие и техники
Книги и документы (торимаки), связанные с традициями, техническими приёмами и искусствами ниндзюцу считались наиболее тайными семейными сокровищами и с великими предосторожностями передавались от одного поколения к другому. В них содержались инструкции, касающиеся той боевой техники, которую ниндзя должен был изучить и освоить на самом высоком уровне мастерства (включая технические приемы таких традиционных боевых искусств, как стрельба из лука, фехтование на копьях и мечах).
Также традиционные искусства ниндзя ловко приспосабливали для своих исключительных целей, к примеру, они изобрели складное копьё, которое при внезапном вытягивании в длину производило крайне шокирующее воздействие. Также ниндзя использовали такие «хитрые» приспособления, как мечи и клинки, установленные на концах различных складных шестов, к которым прикреплялись цепи, чтобы можно было быстро вернуть оружие в руку после броска. Помимо всего прочего ниндзя замечательно владели техникой иайдзюцу – искусством, позволяющим молниеносно выхватывать меч или кинжал из ножен.
Самой передовой школой ниндзюцу, специализирующейся в этом направлении, была Фудо Рю.
В школах ниндзюцу придумывались и свои исключительные виды оружия, каждый из которых подходил для определённых целей и имел свой собственный метод использования. В первую очередь, наверное, следует назвать сюрикэн - метательные лезвия, или «иглы», которые носились на специальном ремешке по пять штук в связке. Этим оружием ниндзя умели пользоваться превосходно: из любой позиции, при любом освещении и на разной дистанции – цель никогда не уходила живой, она вообще уже не могла пойти куда бы то ни было. Методы метания сюрикэн были сгруппированы и в итоге выделились в отдельное искусство – сюрикэндзюцу.
Эту технику изучали даже буси, дабы использовать свои короткие мечи (вакидзаси), кинжалы (танто) и ножи (ко-гатана) с большей эффективностью на длинных дистанциях. Наиболее знакома – по художественным фильмам, конечно же – западным жителям форма сюрикэн в виде многолучевого звездообразного диска, который называется сакэн и бросается резким движением кисти.
Также из специфического оружия ниндзя с успехом использовали бронзовые кастеты (суко), выдувные трубки, удавки, тонкие шипы, шнуры/цепочки с вращающейся гирькой на одном конце и обоюдоострым лезвием на другом (кётэцу-согэ), а также безобидный с виду бамбуковый посох, один из концов которого был утяжелён свинцом, а другой скрывал всё ту же цепь с гирькой.
Ниндзя могли с лёгкостью проникать в дома, замки, комнаты и военные лагеря, всё это они проделывали благодаря знанию практической психологии, а также благодаря превосходному владению набором специнвентаря, в который входили верёвочные лестницы, ручные шипы, верёвки с крючьями, а также специальная обувь. Вдобавок ниндзя брали с собой дыхательные трубки и надувные мехи, позволяющие долго оставаться под водой и незамеченными пересекать крепостные рвы, озёра или болота.
Не брезговали ниндзя использовать и древнекитайские достижения в химии и создании взрывчатых веществ: неуловимость ниндзя, а также их эффектное появление зачастую были обязаны ослепляющим гранатам и дымовым шашкам, использовали ниндзя и отравленные дротики, и трубки, брызгающие кислотой. Впоследствии, к этому и так немалому арсеналу добавилось огнестрельное оружие.
Помимо общих приёмов будзюцу каждая из школ ниндзюцу специализировалась на особых методах применения насилия: нанесение смертоносных ударов пальцами по жизненно важным органам человеческого тела (Гокку Рю), ломание костей (Кото Рю) и др.
Таким образом, ниндзя был крайне опасным врагом, в совершенстве обученным и готовым эффективно и безжалостно справляться с любыми ситуациями, возникающими в бою – вооружённом или нет, без разницы.
Способности полностью обученного ниндзя выходили за рамки общедоступных, а его контроль над собственным телом был просто поразительным: ниндзя умел замедлять сердцебиение по собственному желанию, контролировать своё дыхание, освобождаться от верёвок и цепей, а также пробегать большие расстояния или, наоборот, длительное время оставаться полностью неподвижными.
Ниндзя были и прекрасными актёрами, могущими изобразить человека любого социального положения, создав любую легенду – именно по этой причине ещё они могли проникать незамеченными на заданные объекты. И в завершение перечисления навыков ниндзя следует отметить недюжинные знания человеческой психологии, а также гипноз (сайминидзюцу).
Всё вышеперечисленное представляет весьма любопытную область для изучения, т.к. некоторые вещи звучат крайне невероятно. С другой стороны современный человек не знает до конца всех способностей и умений своего собственного организма, а ведь такие явления как интуиция и так называемое «шестое чувство» должны наталкивать на мысль, что человек – каждый человек – в принципе способен на куда большее, чем он себе может представить.